Академический хор МГУ только на 20 лет младше самого университета. Каково это, петь в старейшем любительском хоре России? В то время как многие коллективы совмещают классические и эстрадные манеры, готов ли Академический хор МГУ к экспериментам? Стремление всегда двигаться вперед, быть интересным зрителю подтверждает главный дирижер хора, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, кандидат педагогических наук Мирза Сафтарович Аскеров:
«Наш хор всегда следовал этому примеру и неоднократно выступал с эстрадными певцами. И в репертуаре были сочинения современные с эстрадной манерой. И в дальнейшем собираемся включать в репертуар такие сочинения».
Невозможно недооценить груз исторической ответственности, которая ложится на плечи современных хористов.
История создания хора уходит корнями в 1757 год, когда в университете были открыты художественные классы и в том же году для обучения певческому искусству студентов и учеников гимназий И. И. Шуваловым был приглашен Антонио Дуни – композитор и капельмейстер Мадридской Королевской капеллы. Вокальный класс был тогда немногочисленным: в нем было всего 6 человек. В те годы любительское хоровое пение студентов было связано с торжественными актами, которые происходили в Университете, и посвящались окончанию учебного года (июнь–июль), а также различным юбилейным датам (коронования императорских особ, тезоименитства и т.п.). Студенты пели и во время церковных служб.
П. И. Страхов, тогда студент, впоследствии ставший ректором Московского университета (1805-1807), вспоминает: «Во время ежегодных празднований, посвященных окончанию учебного года, один из профессоров поднимался на кафедру и произносил речь на латыни, после чего хор, в сопровождении оркестра, исполнял один куплет стихов, специально написанных для этой церемонии; затем другой профессор произносил речь на русском языке и исполнялся следующий куплет, в заключение церемонии исполнялся третий куплет». Примерно по такому же «сценарию» в те годы проходили и другие торжественные церемонии. В «Приложении» к «Московским ведомостям» за 11 июля 1774 года сообщалось, что по случаю празднования годовщины восшествия императрицы Екатерины Алексеевны на престол университетский хор пел «на музыке» (т.е. в сопровождении оркестра). С этого времени информация о выступлениях хора появляется в газетах периодически. Можно предположить, что к 1775 году университетский хор уже существовал на постоянной основе.
Нетрудно заметить, что хор набора 1886 года целиком состоит из мужчин. Появление в хоре девушек предопределило создание Высших женских курсов при Московском университете, так называемых «курсов Герье», в 1872 г. Полный допуск женщин к университетскому образованию наравне с мужчинами произошел в 1920 году.
«Блажен, кто улыбается» — так называлось посвящение хору студентов Московского университета Петра Ильича Чайковского.
Блажен, кто улыбается,
Кто с радостным лицом
Несет свой крест безропотно
Под терновым венцом,
Не унывает в горести,
В печали терпелив
И слезы копит бережно,
Их в сердце затаив.
Посвящение было написано на стихи Великого князя Константина Романова после того, как Петр Ильич обработал Гаудеамус, коронный номер всех торжественных церемоний в Университете и по сей день. Впервые оно было исполнено в зале Дворянского Собрания 8 марта 1892 года.
Академический хор МГУ постоянно исполняет гимн Гаудеамус на разных праздниках, которые проходят в университете. Не обходится без хора ни прием почетного гостя, ни вручение красных дипломов, ни открытие фестиваля науки, ни, конечно же, главный праздник Университета — Татьянин день. Упоминания о хоре Московского университета находятся в газетах прошлых веков. Вот одна цитата из «Московских ведомостей» за 1889 год:
«Студенческие концерты, с самого своего возникновения, всегда пользовались большой симпатией среди москвичей. В те дни, когда они начинались, вся Москва спешила в зал Благородного собрания. Еще далеко до начала публика наполнила все помещение… В зале не оказалось ни одного свободного места: за колоннами теснились ряд за рядом, образуя густую массу…».
В хоре начал свою музыкальную карьеру великий русский певец Л. В. Собинов. Впервые имя Леонида Собинова публично появилось в концертной программе, когда он 3 ноября 1891 г. в группе первых теноров студенческого хора Московского университета вышел на сцену Большого зала Российского благородного собрания (ныне Колонного зала Дома Союзов). Так начала складываться его вокальная биография, приведшая певца к будущим триумфам. Впоследствии, уже будучи известным певцом, Леонид Витальевич неоднократно выступал с хором, давал (в 1903 – 1917 г.г. – ежегодно) концерты в пользу Общества помощи нуждающимся студентам Московского университета. Л. В. Собинов сохранил самые теплые воспоминания об этом времени, а в 1934 г., незадолго до смерти, на вопрос о том, что определило его певческое мастерство, написал:
«Пение в хоре считаю главным фактором моего вокального и музыкального развития».
После первой русской революции 1905 года выступления хора на несколько лет прекратились. С 1907 года по 1912 год хором руководил музыкально одаренный студент Я. Михайловский. Сохранились граммофонные пластинки с записями выступления хора тех лет, где Я. Михайловский выступает в качестве тенора-солиста и дирижера. В первые годы после Октябрьской революции хор возглавляли профессор Московского университета ученик Н.А. Римского-Корсакова по Петербургской консерватории И.Н. Устюжанинов (1922–1924 гг.) и хормейстер В. Крынкин (1924–1926 гг.), композиторы В. С. Калинников и А. Ф. Титов.
В годы Великой Отечественной войны руководивший хором с 1937 года С. В. Попов принимал участие в народном ополчении Москвы. Занятия возобновились лишь в конце 1944 года. Под руководством Попова начался период расцвета хора: выступления перед первыми лицами страны, награды на внутрисоюзных и международных конкурсах, творческие связи с композиторами и музыкантами.
С 1979 по 1984 год руководителем хора был ученик С. В. Попова профессор Б. В. Баранов, а с 1984 по 1997 год коллектив возглавлял профессор Ю. В. Ухов. В эти годы у коллектива завязались творческие связи со многими известными деятелями искусства. В 1977 году фирма «Мелодия» выпустила альбом грамзаписей хора. Его записи пополнили «Золотой фонд» Всесоюзного радио. Было опубликовано четыре нотных сборника произведений из репертуара хора «Поют студенты МГУ», а в 1998 году вышел компакт-диск.
С 1990 года по рекомендации Б. В. Баранова в хоре работал хормейстером, а в 1997 году художественным руководителем коллектива стал выпускник Астраханской государственной консерватории Мирза-Ага Сафтарович Аскеров. Работая в хоре, М. С. Аскеров получил звание Заслуженного работника культуры РФ и Заслуженного деятеля искусств республики Дагестан (2017).
2005 год для хора Московского университета являлся юбилейным вдвойне: хор праздновал своё 230-летие, а родной университет – 250-летие. По такому случаю ректор университета В. А. Садовничий сделал хору подарок – выделил деньги на новые концертные костюмы. Коллектив участвовал и в других мероприятиях, связанных с юбилеем университета: выступал на открытии Международной конференции, посвященной 250-летию Московского университета, в Актовом зале, на открытии выставки, посвященной юбилею университета, в Историческом музее, в телевизионной передаче «Пять вечеров с А. Малаховым». Исполнение Гимна в Кремлёвском Дворце в новых костюмах стало торжественным и красочным завершением праздника.
Помимо успехов в родных стенах, хор успел побывать в разных уголках нашей необъятной Родины и за рубежом. В 1964 году хор впервые выехал в зарубежное турне — в Чехословакию, а в 1968 году стал лауреатом Международного конкурса в Пардубице. В 1989 году хор впервые посетил с гастролями капиталистическую страну — выехал в Западный Берлин. После падения «железного занавеса» хор посетил с гастролями многие страны ближнего (и не совсем ближнего) Зарубежья: Франция, Германия, Австрия, Финляндия, Латвия, Литва, Польша, Италия, Испания, Турция, Сербия, Болгария, Англия, Ирландия, США, Китай… Наверное, скоро легче будет перечислить страны, в которых хор еще не успел побывать.
Хор с радостью встречает публика разных точек планеты. И отечественные любители музыки отмечают профессионализм коллектива:
«Я искренне люблю хор МГУ. Слушаю его всегда с большим наслаждением. Красиво поет молодежь: с чувством, с толком, безукоризненно технически. Разнообразная, хорошо подобранная программа воспринимается отлично. Спасибо за огромное удовольствие». Эти слова принадлежат народному артисту СССР, композитору А. Г. Новикову.
Это самые узнаваемые песни из нашего репертуара, без которых не обходится ни одна музыкальная встреча.
Ребята, которые успевают совмещать учебу и пение в МГУ, сохраняют традиции. Каждый Новый год хор дружной компанией отправляется в пансионат «Университетский» с песнями и плясками провожать старый год. 1 октября устраивается «День Музыки» в честь дня рождения дирижера. В июне — поздравление выпускников на церемонии «Синие банты». Уже более тридцати лет каждый год в день рождения А. С. Пушкина 6 июня у памятника на Пушкинской площади в 21:00 хор исполняет сочинения на стихи Александра Сергеевича.
За последнее десятилетие хор освоил более 20 произведений крупной формы, выступая совместно с известными во всей России и за рубежом оркестрами, солистами и дирижёрами. Своеобразной традицией также стали выступления хора в Crocus City Hall с ораторией митрополита Илариона «Страсти по Матфею» в канун Пасхи и отчетный концерт в МГК им. П. И. Чайковского. С хором сотрудничают именитые дирижеры: Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Алексей Карабанов, Антон Лубченко. Неоднократно хор выступал и с маэстро Валерием Халиловым. С полноценными оркестровыми концертами за последние три года хор побывал в Вене, Санкт-Петербурге, Кирове, Ульяновске и Сочи.
«Работать с этими музыкантами очень интересно: видна настоящая заинтересованность, отношение исполнителей к работе».
Так отзывается главный дирижер Вятского Симфонического оркестра имени В. А. Раевского Константин Маслюк. Хористы до сих пор вспоминают блестящие репетиции в Москве и совместные концерты в Кирове, анекдоты, которыми маэстро снимал усталость и поднимал дух коллектива на репетициях. «Моцарт был бы счастлив», — приговаривал он на репетициях «Реквиема», имея в виду, что сегодняшние музыкальные инструменты гораздо более совершенны и сам Моцарт высоко оценил бы новое звучание своих произведений.
Пение в хоре — самое настоящее счастье, которого хочется пожелать всем людям. По словам художественного руководителя хора Мирзы Аскерова, «запоют любительские коллективы — запоет вся страна».
Александр Соколов, ректор Московской консерватории и частый гость концертов в МГУ, сказал:
«Сотни тысяч слушателей, тысячи хористов многих поколений благодарны хору за то, что он приобщил их к музыке, сделал жизнь яркой и насыщенной, помог сформировать подлинные жизненные ценности».
Текст:
Участники хора
ст. научный сотрудник биологического ф-та МГУ
Герман Фёдоров,
студентка II курса ф-та иностранных языков и регионоведения
Ангелина Сорокина